

МОДА/МНЕНИЕ
отизме, богатых народных традициях, преимуще-
ствах строя и являлась абсолютной политической
конъюнктурой.
Ленинградский Дом моделей показывался за гра-
ницей куда реже, но тоже не избежал этнографи-
ческой тематики. В Ленинграде ее любили меньше,
она не была основной линией и, в целом, выглядела
поскромнее, а иногда значительно моднее и худо-
жественно полноценней, как, например, коллекция
Александры Соколовой «Золотая Орда». Что каса-
ется современного ассортимента, то разница между
ОДМО и ЛДМО заключалась в качестве портнов-
ской работы и точности пропорций, найденной
линии деталей, а также в отношении к цвету и,
если так можно сказать, в уме. В Ленинграде вещи
выглядели «умными», всегда сдержанными по цве-
ту и умеренными в отделке. Москвичи могли бы
счесть их бедными, сиротскими, но... Линия, про-
порции, посадка всегда были безупречными, а что
касается качества шитья, то в этом деле ЛДМО
ничем не уступал лучшим парижским Домам и
оставлял Москву далеко позади.
Еще одним важным различием между ЛДМО
и ОДМО к концу 70-х стал уровень образования
модельеров. Основным поставщиком молодых
кадров в ЛДМО стала открытая в середине 60-х
годов кафедра моделирования костюма в ЛВХПУ
им. Мухиной. Выпускников отличал исключитель-
но высокий, по западным меркам в том числе,
уровень общехудожественной подготовки. Мос-
ковский текстильный, после которого приходили
БЫВШИЙ ОБЩЕСОЮЗНЫЙ ДОМ МОДЕЛИ ОДЕЖДЫ
Разные вкусы распространялись и на область созда-
ния одежды. Оплотами формирования различных
подходов к моделированию одежды были Дома
моделей. О системе подобных организаций напи-
сано довольно много, и поэтому сейчас не стоит
углубляться в эту тему. Достаточно сказать, что в
наиболее ясных чертах сформировалось три под-
хода — московский в Общесоюзном доме моделей
одежды, ленинградский в Ленинградском Доме мо-
делей одежды и прибалтийский в Домах Таллинна,
Риги и Вильнюса.
Прибалты — это вообще отдельный разговор, так
что сейчас не будем сосредоточивать на них вни-
мания, поговорим о московском и ленинградском
подходах. Каких-то острых различий между про-
дукцией ленинградского и московского домов не
было — все определяла идеология, нивелировавшая
индивидуальность. Разница заключалась в нюансах,
очевидных для профессионалов.
«Фишкой» московского Дома моделей была рус-
ская народная тематика. Это направление дикто-
валось партией, все еще действующей эстетикой
социалистического реализма, при Сталине полу-
чившего хитрое определение «искусство социали-
стическое по содержанию, народное по форме», и
злобой дня. Коллекции столичного ОДМО посто-
янно демонстрировались за границей и даже в ка-
питалистических странах, с которыми у нас шла
«холодная война». Удивить запад чем-то модным
и новым ОДМО не мог, а вот эклектичными вер-
сиями действительно прекрасного народного ко-
стюма — пытался. Эксплуатация русской темы
несла западным массам сообщение о нашем патри-
БЫВШИЙ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДОМ МОДЕЛЕЙ
75
ВЕСНА 2017
DSCD.RU