Эти мастера держат планку, несут и доносят пе-
тербургское видение фэшн-дизайна в массы. От-
кликаются ли молодые специалисты на их посла-
ние, учатся ли у них, стремятся ли догнать, как
говорит Лилия Киселенко «наступить на пятки»,
а то и перегнать, я решила проверить, исследо-
вав тот сектор, который в магазинах называют
«Одеждой отечественных дизайнеров». Появились
эти отделы относительно недавно, на политической
волне, и связаны с хорошей идеей импортозамеще-
ния, за которую любой наш дизайнер проголосует
обеими руками.
Что касается новых имен, то рейд по магазинам
и креативным пространствам, где продают свою
продукцию молодые дизайнеры, открытий не
принес. Никто и близко не подбирается к уров-
ню упомянутых авторов. Отделы в «Этажах» —
свалка для бомжей. «Русская комната» в «Ткачах»
вполне приемлема и даже симпатична в основном
потому, что отечественный продукт хорошо раз-
бавлен «кавайным» южно-корейским. И эта азиат-
ская «кавайность» выгодно отличается от нашей
топорности.
«Топорность» — именно такое определение прихо-
дит на ум при знакомстве с отделами наших дизай-
неров в ТЦ «Невский центр» и «Галерея». Одежда
мятая, будто вынута из вакуумных пакетов, плохо
сшита, из плохих материалов, по плохим лекалам.
А, главное, плохо придуманная. Сильное впечат-
ление оставляют блузки местного производства с
боковыми вытачками, которые у всех приличных
дизайнеров давно под запретом. Вещи, выставлен-
ные под одним лейблом, не комплектуются. Ассор-
тимент случайный, какой-то дерганый, «рваный»,
будто дизайнеры не знают (а, может, и действитель-
но, не знают?) что такое разработка коммерческой
коллекции. Одежда из Москвы и Петербурга пра-
ктически не отличимая, так что говорить о каком-
то особом, новом и неожиданном прочтении пе-
тербургского стиля не приходится. Не приходится
говорить о тонком понимании процессов, происхо-
дящих в современной моде, об общей и профессио-
нальной культуре, зато очень хочется сказать о про-
фессиональном невежестве. Оно распространяется
и на тех, кто нигде не учился, и на тех, кто окончил
вузы. Здесь отчасти беда нашего образования, отча-
сти вина самих дизайнеров, которые не совершен-
ствуются, не проводят внутреннюю работу, не чита-
ют книг и, видимо, редко заглядывают в интернет,
чтобы определить не тренды (это как раз ерунда), а
процессы, происходящие в моде, и сделать попытку
их проанализировать. А без этих умственных уси-
лий в профессии делать нечего. Профессия дураков
не терпит. Есть еще один момент. Из своего пре-
подавательского опыта, могу сказать, что профпри-
годность студента определяется по тому, чувствует
он моду или нет. Это особый, интуитивный и очень
редкий дар. Хорошо, если на десять-пятнадцать
человек попадется один. Таким образом, за десять
лет едва ли наберется десять стоящих выпускников.
Возможно, те, кого продают в магазинах, элемен-
тарно профнепригодны.
Все это субъективные причины, но есть и объектив-
ные, мешающие развитию отечественного фэшн-
дизайна. К ним можно отнести отсутствие государ-
ственной поддержки — это гранты и льготы разно-
го рода; отсутствие отечественных тканей — резуль-
тат полного разрушения легкой промышленности
и всех технологических цепочек от животновод-
ства и сельского хозяйства, включая производст-
во волокон, до окончательной ступени — швейной
индустрии; отсутствие информационного лобби-
рования — недостаточное внимание СМИ к отече-
ственному дизайн-процессу, являющееся в свою
очередь, результатом того, что дизайн не входит
в перечень государственных приоритетов и, нако-
нец, проблемы с образованием.
В программы фэшн-дизайнеров не заложена ни те-
ория моды, ни ее история, ни история современно-
го искусства, с которым мода ХХ и ХХI веков те-
сно связана. Зато студенты на протяжении долгих
лет занимаются построением лекал, хотя это про-
фессия конструктора. Вообще-то, что произошло
ТРЦ «ГАЛЕРЕЯ»
МОДА/МНЕНИЕ
78
DSCD #2 (74)