Table of Contents Table of Contents
Previous Page  78 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 78 / 186 Next Page
Page Background

Эти мастера держат планку, несут и доносят пе-

тербургское видение фэшн-дизайна в массы. От-

кликаются ли молодые специалисты на их посла-

ние, учатся ли у них, стремятся ли догнать, как

говорит Лилия Киселенко «наступить на пятки»,

а то и перегнать, я решила проверить, исследо-

вав тот сектор, который в магазинах называют

«Одеждой отечественных дизайнеров». Появились

эти отделы относительно недавно, на политической

волне, и связаны с хорошей идеей импортозамеще-

ния, за которую любой наш дизайнер проголосует

обеими руками.

Что касается новых имен, то рейд по магазинам

и креативным пространствам, где продают свою

продукцию молодые дизайнеры, открытий не

принес. Никто и близко не подбирается к уров-

ню упомянутых авторов. Отделы в «Этажах» —

свалка для бомжей. «Русская комната» в «Ткачах»

вполне приемлема и даже симпатична в основном

потому, что отечественный продукт хорошо раз-

бавлен «кавайным» южно-корейским. И эта азиат-

ская «кавайность» выгодно отличается от нашей

топорности.

«Топорность» — именно такое определение прихо-

дит на ум при знакомстве с отделами наших дизай-

неров в ТЦ «Невский центр» и «Галерея». Одежда

мятая, будто вынута из вакуумных пакетов, плохо

сшита, из плохих материалов, по плохим лекалам.

А, главное, плохо придуманная. Сильное впечат-

ление оставляют блузки местного производства с

боковыми вытачками, которые у всех приличных

дизайнеров давно под запретом. Вещи, выставлен-

ные под одним лейблом, не комплектуются. Ассор-

тимент случайный, какой-то дерганый, «рваный»,

будто дизайнеры не знают (а, может, и действитель-

но, не знают?) что такое разработка коммерческой

коллекции. Одежда из Москвы и Петербурга пра-

ктически не отличимая, так что говорить о каком-

то особом, новом и неожиданном прочтении пе-

тербургского стиля не приходится. Не приходится

говорить о тонком понимании процессов, происхо-

дящих в современной моде, об общей и профессио-

нальной культуре, зато очень хочется сказать о про-

фессиональном невежестве. Оно распространяется

и на тех, кто нигде не учился, и на тех, кто окончил

вузы. Здесь отчасти беда нашего образования, отча-

сти вина самих дизайнеров, которые не совершен-

ствуются, не проводят внутреннюю работу, не чита-

ют книг и, видимо, редко заглядывают в интернет,

чтобы определить не тренды (это как раз ерунда), а

процессы, происходящие в моде, и сделать попытку

их проанализировать. А без этих умственных уси-

лий в профессии делать нечего. Профессия дураков

не терпит. Есть еще один момент. Из своего пре-

подавательского опыта, могу сказать, что профпри-

годность студента определяется по тому, чувствует

он моду или нет. Это особый, интуитивный и очень

редкий дар. Хорошо, если на десять-пятнадцать

человек попадется один. Таким образом, за десять

лет едва ли наберется десять стоящих выпускников.

Возможно, те, кого продают в магазинах, элемен-

тарно профнепригодны.

Все это субъективные причины, но есть и объектив-

ные, мешающие развитию отечественного фэшн-

дизайна. К ним можно отнести отсутствие государ-

ственной поддержки — это гранты и льготы разно-

го рода; отсутствие отечественных тканей — резуль-

тат полного разрушения легкой промышленности

и всех технологических цепочек от животновод-

ства и сельского хозяйства, включая производст-

во волокон, до окончательной ступени — швейной

индустрии; отсутствие информационного лобби-

рования — недостаточное внимание СМИ к отече-

ственному дизайн-процессу, являющееся в свою

очередь, результатом того, что дизайн не входит

в перечень государственных приоритетов и, нако-

нец, проблемы с образованием.

В программы фэшн-дизайнеров не заложена ни те-

ория моды, ни ее история, ни история современно-

го искусства, с которым мода ХХ и ХХI веков те-

сно связана. Зато студенты на протяжении долгих

лет занимаются построением лекал, хотя это про-

фессия конструктора. Вообще-то, что произошло

ТРЦ «ГАЛЕРЕЯ»

МОДА/МНЕНИЕ

78

DSCD #2 (74)