

МОДА/МНЕНИЕ
и продолжает происходить в последние годы с обра-
зованием в сфере дизайна, равносильно убийству
с отягчающими обстоятельствами, и его соверши-
ло министерство образования. В результате создана
устойчивая вертикаль от этой инстанции до студен-
тов. И это вертикаль невежества и бюрократизма,
которую не поколебать ни одному преподавателю-
энтузиасту, буде таковой найдется.
Еще одной серьезной объективной причиной того,
что мы имеем, следует назвать потребителя, совер-
шенно не готового воспринимать моду. Причем
деньги не играют никакой роли, потому что оди-
наково дикими оказываются и бедные, и богатые.
Бедные «подсажены» на масс-маркет, такого же
уровня ждут от дизайнеров и, надо сказать, полу-
чают. Отделы отечественных дизайнеров ничем не
отличаются от соседних, может быть, одежда хуже,
чем, например, в Zara, но зато дороже. Молодежь
почему-то покупает элементарный мусор в «Эта-
жах», который можно купить дешевле на любом ве-
щевом рынке.
У богатых свои причуды. Для них главное — из-
вестный лейбл производителя: Армани-Версаче-
Шанель и шлюховатые туфли «Лабутен», а вот не
растиражированные марки для действительных
гурманов моды им неизвестны. И к самой моде
они большей частью равнодушны. Одежда для
них — не эстетическая категория, а способ пози-
ционирования себя в определенной референтной
группе, знак. Как, например, классический пуловер
Lanvin узнаваемого голубого цвета. Его носят ми-
нистр в приватной обстановке, эстрадный певец,
распухший на корпоративах, скромно дающий ин-
тервью, и сразу всем понятно — это ребята из одной
компании.
Очевидно, что малоизвестного, безо всяких связей
с истеблишментом, и, тем более, петербургского,
дизайнера, богатые и знаменитые не заметят, хотя
бы потому, что они живут в Москве. А без такого
потребителя карьера дизайнера, если только он не
связал себя с промышленностью, увы, не состоится.
Какого уровня надо достичь дизайнеру, какой пре-
стиж должен заработать отечественный дизайн как
явление в целом, для того, чтобы убедить в собст-
венной полноценности потребителя, и какую гума-
нитарную культуру надо приобрести этому самому
потребителю, чтобы оценить талантливого дизайне-
ра — уму непостижимо. Возможно, из этого замкну-
того круга выйти не удастся никогда, но попытку-то
сделать надо — а вдруг все-таки получится?
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
ФОТО ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЛОФТ-ПРОЕКТ «ЭТАЖИ»
79
ВЕСНА 2017
DSCD.RU