

Сейчас мы наблюдаем московскую экспансию по
всем фронтам. В Петербурге не осталось ничего
своего. Телеканалы, периодика, весь глянец, магази-
ны, с выбором товара по московскому разумению,
витрины, реклама, методики образования дизай-
неров, словом, все, что формирует общественные
вкусы и потребности, пришло из столицы. Петер-
бургу целенаправленно создается репутация про-
винции. Петербургский стиль хиреет, стирается,
уступает место московскому.
Но вся штука в том, что словосочетания «мос-
ковский стиль» не существует. А если оно употре-
бляется, то с ироническим оттенком, являясь чем-
то вроде «горячего льда», то есть оксюмороном.
Московский художественный продукт создается
исключительно в стилистике китча, за плотной сте-
ной которого не видно другого искусства. Петер-
бург китч отторгает сразу. И поэтому к эрмитаж-
ной выставке В. Зайцева петербуржцы отнеслись
вежливо, но холодно.
Резонно возникает вопрос: что же такое стиль и
по каким признакам он определяется? Толковый
словарь объясняет, что «стиль — это способ осу-
ществления чего-либо, отличающийся совокупно-
стью своеобразных приемов». Но для полноценно-
го сложившегося стиля одного своеобразия мало,
необходима повторяемость приемов, узнаваемость.
Такую узнаваемость обеспечивает школа.
В Петербурге очень быстро, лет за сто с момента его
основания, сложились некие эстетические каноны,
которые следует назвать школой, не подразумевая
под этим понятием конкретные учебные заведения.
Петербургская школа, влияние которой распростра-
нялось на все жанры искусства — архитектуру, живо-
пись, балет, театр, поэзию, музыку — в общих чертах
сформировалась в начале ХIХ века, в эпоху класси-
цизма. Суховатая точность, внешне преобразован-
ный классицизм, в котором остается неизменным
внутреннее содержание — ясность мысли; высокое
качество исполнения, интеллектуализм, бонтонная
сдержанность плюс презрительное высокомерие, и
все это приправленное долей печали, ощущением
внутреннего неблагополучия — сплином или, гово-
ря современным языком, депрессией, определяли
петербургский дух и петербургский стиль. Добавим
пресловутую интеллигентность — результат вос-
питания и образования. Петербуржцы всегда гово-
рили, выглядели и одевались на собственный лад.
Еще в 70-е годы ленинградские старухи ходили в
шляпках, московские — в платках. Что на голове — то
и в голове: вопрос «столицы и провинции» решали
старушечьи головные уборы.
ВЫСТАВКА ВЯЧЕСЛАВА ЗАЙЦЕВА В ЭРМИТАЖЕ
МОДА/МНЕНИЕ
74
DSCD #2 (74)