Table of Contents Table of Contents
Previous Page  74 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 74 / 186 Next Page
Page Background

Сейчас мы наблюдаем московскую экспансию по

всем фронтам. В Петербурге не осталось ничего

своего. Телеканалы, периодика, весь глянец, магази-

ны, с выбором товара по московскому разумению,

витрины, реклама, методики образования дизай-

неров, словом, все, что формирует общественные

вкусы и потребности, пришло из столицы. Петер-

бургу целенаправленно создается репутация про-

винции. Петербургский стиль хиреет, стирается,

уступает место московскому.

Но вся штука в том, что словосочетания «мос-

ковский стиль» не существует. А если оно употре-

бляется, то с ироническим оттенком, являясь чем-

то вроде «горячего льда», то есть оксюмороном.

Московский художественный продукт создается

исключительно в стилистике китча, за плотной сте-

ной которого не видно другого искусства. Петер-

бург китч отторгает сразу. И поэтому к эрмитаж-

ной выставке В. Зайцева петербуржцы отнеслись

вежливо, но холодно.

Резонно возникает вопрос: что же такое стиль и

по каким признакам он определяется? Толковый

словарь объясняет, что «стиль — это способ осу-

ществления чего-либо, отличающийся совокупно-

стью своеобразных приемов». Но для полноценно-

го сложившегося стиля одного своеобразия мало,

необходима повторяемость приемов, узнаваемость.

Такую узнаваемость обеспечивает школа.

В Петербурге очень быстро, лет за сто с момента его

основания, сложились некие эстетические каноны,

которые следует назвать школой, не подразумевая

под этим понятием конкретные учебные заведения.

Петербургская школа, влияние которой распростра-

нялось на все жанры искусства — архитектуру, живо-

пись, балет, театр, поэзию, музыку — в общих чертах

сформировалась в начале ХIХ века, в эпоху класси-

цизма. Суховатая точность, внешне преобразован-

ный классицизм, в котором остается неизменным

внутреннее содержание — ясность мысли; высокое

качество исполнения, интеллектуализм, бонтонная

сдержанность плюс презрительное высокомерие, и

все это приправленное долей печали, ощущением

внутреннего неблагополучия — сплином или, гово-

ря современным языком, депрессией, определяли

петербургский дух и петербургский стиль. Добавим

пресловутую интеллигентность — результат вос-

питания и образования. Петербуржцы всегда гово-

рили, выглядели и одевались на собственный лад.

Еще в 70-е годы ленинградские старухи ходили в

шляпках, московские — в платках. Что на голове — то

и в голове: вопрос «столицы и провинции» решали

старушечьи головные уборы.

ВЫСТАВКА ВЯЧЕСЛАВА ЗАЙЦЕВА В ЭРМИТАЖЕ

МОДА/МНЕНИЕ

74

DSCD #2 (74)