Table of Contents Table of Contents
Previous Page  52 / 106 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 52 / 106 Next Page
Page Background

Н. К.

Одежду ещё можно себе представить, а обувь —

нет.

А. Н.

Нет, абсолютно нельзя представить, потому

что надо пожить в Италии зимой. Надо помёрзнуть…

Н. К.

С мощёными мостовыми и цельнокаменными до-

мами.

А. Н.

Да, с двух сторон камень, а под ногами про-

мёрзшее дерьмо — лошадиное, ослиное, мулиное, во-

ловье, человеческое, отбросы из всех мясных лавок,

потоки грязной воды из цирюлен, которые тут же за-

стывают, и держится при этом зимой в Италии +3–+5.

И этого достаточно, чтобы околеть.

Н. К.

Но были зимы и похолоднее.

А. Н.

Были и похолоднее, были и глубокие снега, я

своими глазами видел. Для меня Италия — это обувь,

которая сушится на батарее.

Н. К.

Это правда.

А. Н.

Вот этого я не могу понять, при том, что нам же

постоянно демонстриру-

ют всех исключительно

в лёгких нарядах.

Н. К.

А вот что делали

зимой женщины, я вообще

не понимаю.

А. Н.

Вот есть в Мила-

не замечательный музей

моды.

Н. К.

Musei del Castello

Sforzesco?

А. Н.

Да. И поскольку у меня там хорошие отноше-

ния, я думаю, мне удастся его посмотреть, потому

что в Арчетри, в музее Галилея, мне удалось всё-таки

добиться разрешения увидеть одежду, которую при-

писывают Галилею. Мы помним, что всё что связа-

но с историей, — это, как правило, враньё, доверять

на 100% мы не можем, тем не менее, похоже, что это

так. Будучи опытной, хитрой и совершенно бестре-

петной тварью, я не стал наслаждаться эстетической

картинкой этой одежды и сразу же стал разгибать

швы. И в швах, особенно глубоких, на колетах, где

между собой смыкается вытершийся бархат, —длин-

ные-длинные вереницы, цепочки белёсых засохших

вшей, которые, возможно, жрали кровь ещё велико-

го Галилея. То есть вшивость была исключительной.

Кстати говоря, в музее Пушкина на Мойке, 12, когда

я там служил ещё до телевидения, я однажды нашел

длинную такую серебряную трубочку. Она была тол-

щиной, наверное, с мизинец, украшена камешками

и эмалью. Она развинчивалась на три составные не-

равные части — средняя часть была велика, две были

поменьше. Я пошел тогда к Галине Павловне Балог,

которая была главным хранителем, — она, как всегда,

курила папиросы «Беломорканал», томно рассма-

тривая очередной портрет Пушкина. Я говорю: «Га-

лина Павловна, что это такое?». Галина Павловна на

меня посмотрела как на идиота и сказала: «А вы что,

не понимаете? Это женское. И, скорее всего, — доба-

вила она, — это принадлежало Наталье Николаевне

Гончаровой». Это была вшиволовка. Она была очень

хитрой конструкции, с полагающимся мёдом на до-

нышке, с полированным изнутри корпусом, по кото-

рому подцепленная в прическу вша скользила беспо-

мощно, размахивая лапками, и выползти не могла,

приклеивалась к мёду, потом уже там комнатная или

горничная девка выковыривала её булавкой. То есть,

понятно, что вшивость

и вонючесть сопрово-

ждали людей до самого

последнего времени. Мы

же ещё с тобой родились

в стране, где стоило вой-

ти в трамвай, например,

и увидеть схватившихся

за поручень дам, кото-

рые стояли в трамвай-

ном проходе, и спокойно

просозерцать необыкновенное богатство подмы-

шечного волосяного покрова, так называемой оста-

точной шерсти, любой длины, завитости, цветов. И

это всё тоже, как мы помним, пахло. Дело не в этом.

Дело в том, что люди относились к этому гораздо

проще. Проще и веселее. И короли воняли. Мы ведь

помним, что один раз в отношении Генриха IV, отца

Людовика XIII, его фаворитка сказала, что если бы

он не был королем, то с ним невозможно было спать,

потому что от него воняет, как от покойника. То есть

это было абсолютной нормой. Но, надо сказать, что

об этом мало было упоминаний.

Н. К.

И вообще, об этом писать культурологи и исто-

рики не сильно любят, потому что эта сторона не-

сколько снимает романтический флёр с вдохновляю-

щей эпохи плаща и шпаги.

А. Н.

Этому никто не предавал значения. Вот я все-

го один раз в жизни ходил в женском платье — я ду-

ВАрчетри, в музее Галилея, мне удалось

всё-таки добиться разрешения увидеть

одежду, которую приписывают

Галилею. Мы помним, что всё что

связано с историей, — это, как правило,

враньё, доверять на 100% мы не можем,

тем не менее, похоже, что это так.

52

DSCD #5 (67)

МОДА/ПЕРСОНА